Соревнование на точность
Несмотря на то, что полноценное звучание можно получить только от полноразмерной напольной акустики, всё больше серьёзных меломанов склоняется к покупке относительно недорогих и компактных мониторов. Давно известно, что при равной стоимости полочники, как правило, играют лучше напольников. А вы задумывались, почему?
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD 1 ($4186)
- Интегральный стереоусилитель Bryston В100 SST ($6787)
- Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
- Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Paul’s Picks 2, Two channel demo CD».
- 2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- 3. Radiohead, «The Bends». Capitol, 1994.
Причин здесь несколько. Первая, и самая главная, обусловлена распределением производственных затрат. На изготовление компактного корпуса требуется меньше материалов, да и работа по сборке и отделке выходит намного дешевле. Значит, на головки и кроссоверы можно потратить больше, а это прямые вложения в звук. Второй момент — технический. В трёхполосных системах первая частота раздела выбирается в пределах 400 — 800 Гц, т.е. попадает в самую середину голосового диапазона. А на стыке полос, как правило, возникают большие сдвиги фаз и интерференция волн, излучаемая «соседними» головками. Отсюда окраска, искажение тембров и прочие неприятности. И обратите внимание ещё на такой момент: в полочных мониторах разработчики стремятся расположить излучатели как можно ближе друг к другу, чтобы снизить временные задержки между сигналами разных частот. В напольной акустике с динамиками, разнесёнными на метр и более, этот параметр практически не контролируется. И наконец, фактор акустический. Крупные и массивные колонки начинают взаимодействовать с полом помещения, который, по сути, становится ещё одним компонентом системы. У мониторов же это взаимодействие при правильной установке полностью отсутствует. Кстати, под правильной установкой подразумевается не книжная полка, как следует из названия этих АС, а тяжёлые, желательно засыпные стойки.
Значит ли всё вышесказанное, что напольные системы вообще не стоит рассматривать в качестве кандидатов на приобретение? Конечно, нет. Просто нужно принимать во внимание их специфику — в большой комнате и при установке на шипы или платформы они могут показать прекрасные результаты. Что не раз и подтверждалось нашими тестами.
Сегодня же мы испытываем мониторы наиболее популярного ценового диапазона. И оценивать будем именно то качество, которым они привлекают к себе серьёзных меломанов — точность воспроизведения. А точность включает в себя несколько субъективных параметров: правильный тональный баланс, разборчивость, пространственную локализацию и способность передавать динамические контрасты.
В соответствии с этим была подготовлена и «обязательная программа» для всех участников.
Прежде всего это сборник «Paul’s Picks», составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для субъективной оценки звуковых качеств акустических систем. На нём масса фрагментов: женский и мужской вокал, большой орган, китайские барабаны, перкуссии, контрабас и т.д. Динамика оценивалась по хорошо известному диску «Tutti! Orchestral Sampler» с 24-битовой записью симфонических произведений. И наконец, тест на разборчивость звучания — Radiohead, «The Bends» с непричесанным, местами грязным саундом.
Как всегда, субъективные впечатления дополняются результатами измерений в нашей лаборатории.
Power off
Как видите, участники теста составили очень ровную группу, как с точки зрения качества изготовления, так и по музыкальным способностям. Конечно, различия в звуковом почерке были, но явных конструктивных недочётов не обнаружилось ни в одной модели.
Приятные внешне Arslab AC1 обладают недюжинной динамикой, уверенно, хотя и с некоторыми оговорками, воспроизводят низкий бас. Но им немного не хватает разборчивости звучания, да и чувствуется окраска в верхней середине.
Понятно, за что B&W 685 получили награду EISA — эти мониторы демонстрируют удивительно сбалансированный набор качеств. Критиковать их можно лишь по мелочам, но именно эти мелочи не позволили включить их в тройку призёров. Вот если бы верх был немного прозрачнее, середина чуть нейтральнее, а сцена более собранной… Возможно, их стоило подольше «греть», но ничего не поделаешь, все участники проходили эту процедуру в равных условиях.
Всем хороши PSB Imagine B — и динамика у них на высоте, и пространство они строят идеально, и с басом, несмотря на небольшой литраж, всё в порядке. Но заметная окраска в верхней середине и не слишком высокая разборчивость звучания не позволили поставить этим АС высший балл.
Если вам нужны мониторы для оцифровки фонограмм или просто полочники с открытым и динамичным звучанием, смело выбирайте Quadral Style 30. Ленточный твитер даёт изумительный по чистоте верх и формирует трёхмерную сцену. Бас глубокий и быстрый, середина без малейшей окраски. Но общий тональный баланс слегка смещён вверх, и на сложных жанрах инструменты разделены недостаточно чётко, особенно при большой громкости.
И напоследок мы оставили трёх участников теста, звучание которых произвело наиболее благоприятное впечатление. Rega RS1 — удивительно певучие мониторы от культового британского производителя с колоссальным опытом. Они прекрасно передают пространство, отличаются прозрачным верхом и информативной серединой. Эти АС можно без устали слушать сутки напролёт, они абсолютно не грузят. Но чудес не бывает — легкий бумажный мидбас калибра 9 дюймов имеет очень ограниченный динамический потенциал и не в состоянии воспроизвести бас ниже 60 Гц, поэтому применение RS1 в стереоварианте возможно только при наличии сабвуфера, а это дополнительные расходы и необходимость точной настройки системы под конкретное помещение. Тем не менее за выдающиеся музыкальные способности Rega RS1 получает нашу «Рекомендацию».
Про RBH MC-6c можно сказать примерно то же, но с динамикой у этих АС дела обстоят намного лучше. Благодаря закрытому оформлению они обладают мощным и резким ударом, не перегружаются на больших уровнях. Но в жертву макродинамике опять же принесён нижний регистр — нехватка баса чувствуется практически на всех музыкальных жанрах. Поскольку больше поводов для критики нет — ещё одна «Рекомендация». А Grand Prix получают Dali Ikon 1 — недорогие трёхполосные мониторы с детальным и воздушным звучанием, способные сформировать настоящую трёхмерную сцену. По соотношению качество/цена конкурентов у этих АС на рынке немного.