Сбербанк начал процедуру переоформления прав собственности на контрольный пакет акций ИжАвто, сообщило в четверг, 24 декабря, правительство Удмуртии.
«На сегодняшний день идет процедура передачи 51% акций ИжАвто «Сбербанк Капиталу». Кроме того, около 25% акций приобретено «Ижмашем» для федерального автохолдинга, в который входят КАМАЗ и АвтоВАЗ», – цитирует РИА Новости слова председателя правительства Удмуртии Юрия Питкевича.
Генеральный директор завода Михаил Добындо акций так и не получил – ранее он сообщал, что ведет переговоры со Сбербанком о передаче ему активов. До сих пор владельцем завода был главный поставщик запчастей для АвтоВАЗа – Группа СОК.
Непрофильный актив
«Сбербанк получил пакет акций в качестве залога, однако, для банка это не совсем профильный актив. Его передадут структуре, которая сможет лучше им управлять», – говорит Юлий Матевосов, аналитик ИК «Атон».
Между тем к настоящему времени у Сбербанка скопилось уже большое количество непрофильных активов, которые он получил за долги. В частности, банк имеет доли в девелоперских и нефтяных компаниях. По словам зампреда правления Сбербанка Антона Карамзина, объем непрофильных активов банка составляет, по его словам, $3-4 млрд, что составляет 1-2% от общего объема активов (около $200 млрд).
Представители Сбербанка ранее заявляли, что кредитная организация планирует избавиться от непрофильных активов к 2013 году.
Матевосов в беседе с GZT.RU заметил, что «дочка» Сбербанка, очевидно, будет искать инвесторов для «ИжАвто». Ими могут быть китайские или корейские автопроизводители, рассматривающие «ИжАвто» как производственную площадку.
Корейский вариант
Недавно Виктор Христенко, глава Минпромторга сообщил о том, что в России будет создан автомобильный альянс с зарубежным партнером по аналогии АвтоВАЗ и Renault. Он не называл конкретные компании, однако руководитель департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, слова которого цитирует Reuters, уточнил, что речь может идти, в том числе, и об альянсе Kia Motors и Hyundai с ИжАвто. Правда, корейцы пока не определились с предпочтениями, и могут выбрать другого партнера среди небольших российских производителей – например, ТагАЗ или «Автофрамос».
Преднамеренное банкротство
«ИжАвто» находился в глубоком кризисе. Начиная с III квартала 2008 года, завод приносил убытки. За 2008 год «ИжАвто» зафиксировал убыток в размере 908,1 млн рублей, а чистый убыток за девять месяцев 2009 года составил 2,134 млрд рублей.
Весной 2009 года Группа СОК остановила работу на предприятии после того, как не смогла договориться о продаже «ИжАвто» АвтоВАЗу.
До сворачивания производства, завод входил в пятерку крупнейших российских производителей легковых автомобилей. На его мощностях выпускались Иж-27175, ВАЗ-2104, а также «корейцы» Kia Spectra и Kia Sorento.
В августе текущего 2009 года предприятие подало заявление о банкротстве, а арбитражным судом Удмуртской республики введена процедура наблюдения на заводе до 4 марта 2010 года. 4 сентября предприятие признано банкротом.
Позже, 10 сентября было начато уголовное дело о преднамеренном банкротстве. Возбудило его следственное управление при ОВД по Устиновскому району Ижевска.
Российские партнеры
В декабре стало известно о том, что «Ростехнологии» получили около 25% акций через принадлежащий ей «Ижмаш» («Ижевский машиностроительный завод»).
А на этой неделе поступили сообщения, что ИжАвто обсуждает возможность сотрудничества с калининградским «Автотором».