Простая арифметика
DLS R60/Sub3.10 $595 + 595
Energy RC-10/S10.3 $726 +660
Heco Celan300/Celan Sub 30A $610 + 835
Jamo C 803/Sub 300 $1150 + 385
Monitor Audio Radius 90B/Radius R720 $408 + 855
Paradigm Studio 20v.4/PS-1000v.4 $720 + 575
RBH MS-4C/MS 10.1 $486 +910
Wharfedale Evo2-10/SW300 $599 +895
Yamaha Soavo M900/RSW300 $900 + 400
Измерения
КОМПОНЕНТЫ
Универсальный проигрыватель Denon DVD2930 ($1200).
CD-проигрыватель Thule Audio Spirit CD100 ($1260).
Интегральный стереоусилитель Bryston B60R ($3050).
Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
Колоночные кабели Belsis OFC High Grade 4mm2 (3-метровая пара c разъемами, $75).
Межблочные кабели RCA Acuphase Super Refined SL-10G (€455).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
СИСТЕМЫ 2+1, ИЛИ ТРИФОНИКИ, СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ ПАРЫ САТЕЛЛИТОВ ИЛИ ПОЛОЧНЫХ МОНИТОРОВ С ПОДДЕРЖКОЙ АКТИВНОГО САБА, ВЕСЬМА НЕОДНОЗНАЧНО ВОСПРИНИМАЮТСЯ ЛЮБИТЕЛЯМИ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА. МНОГИЕ СЧИТАЮТ ТАКОЙ ВАРИАНТ ОТХОДОМ ОТ КЛАССИЧЕСКИХ КАНОНОВ СТЕРЕО, ПРЕДПОЧИТАЯ НАПОЛЬНУЮ АКУСТИКУ ИЛИ ПОЛОЧНЫЕ МОНИТОРЫ «В ЧИСТОМ ВИДЕ».
Есть и другое мнение: трифоническая конфигурация дает больше свободы при инсталляции и позволяет в значительной степени компенсировать недостатки комнаты прослушивания. Ведь сабвуфер можно расположить именно там, где он будет максимально эффективно воспроизводить низкие частоты. Я не стану принимать чью-либо сторону и продолжать этот бесконечный спор, поскольку обе точки зрения вполне имеют право на существование.
В ходе тестирования мы пытались выявить потенциальные возможности комплектов 2+1, тем самым находя новые аргументы в пользу такого решения. Для этого мы собрали девять совершенно разноплановых комплектов от авторитетных производителей акустических систем почти со всех уголков мира. Среди представленных моделей есть и массивные полочники, и крохотные сателлиты. Сабвуферы также отличаются разнообразием конструктивных решений — некоторые имеют фазоинверторное оформление, а некоторые — закрытое. А в бас-машине Paradigm PS-1000v.4 вообще применен принцип band-pass, когда НЧ-головка установлена внутри корпуса, а ее АЧХ формируется объемом камеры, на которую она работает. При этом упрощается фильтр, но снижается отдача, что, впрочем, при наличии мощного встроенного усилителя не является большой проблемой.
Все комплекты проходили испытания с помощью досконально изученных музыкальных записей и с использованием знакомых нам компонентов звукового тракта. Оценивалась прежде всего совместная работа основных АС и сабвуфера, но и индивидуальные свойства этих элементов системы не будут обойдены вниманием.
По ходу тестирования было решено использовать все имеющиеся варианты подключения, поэтому задействовались как линейные, так и высокоуровневые (если они имелись) терминалы сабвуферов. Также производилась тщательная настройка кроссовера и поиск оптимального места расположения басового агрегата в редакционной комнате прослушивания. Для чего пришлось изрядно попотеть, ведь вес отдельных моделей совсем не детский.
Забегая немного вперед, можно с уверенностью констатировать факт удавшегося звукового эксперимента, прочесть подробнее о котором вы и сможете далее.
ДИСКИ, КОТОРЫЕ МЫ СЛУШАЛИ
Dream Theater, «Awake» (EastWest Records, 1994), CD.
Carl Orff, «Carmina Burana» (Decca, 1976/2002), CD.
Tchaikovsky, «1812 Overture» (Telarc, 2001), Hybrid SACD.
Hugh Masekela, «Hope» (Triloka Records,1994), CD.
Burmester Vorfuhrungs CD III HDCD (Bailey Records, 2003), CD.
Bartok, «Concerto For Orchestra» (JVC XRCD2, 2000), CD.
Power Off
Среди многообразия представленных в тесте моделей нашлось немало достойных систем. Каждый из девяти участников по-своему хорош. К тому же читатель может найти комплект по своему вкусу, ориентируясь, например, на различные варианты установки или размеры описанных комплектов.
Общий качественный уровень испытанных акустических систем необычайно высок. Конкуренты буквально дышали в спину друг другу, поэтому явно оторваться от остальных никому из участников не удалось. Тем не менее награды нашли своих героев, сумевших немного, но все же выйти вперед.
Очень впечатлило звучание мониторов канадской компании Paradigm. Они обладают отменным тональным балансом, высоким разрешением во всем диапазоне и могут с успехом работать в системе достаточно высокого уровня. Однако (так как оценивались прежде всего суммарные показатели 2.1) немного неповоротливый бас сабвуфера PS1000 не позволил этому трифонику обогнать лидеров.
Похожая ситуация и с комплектом Wharfedale. Шикарные полочники Evo2-10 так до конца и не удалось собрать в единое целое с активным низкочастотником SW300. И причина этого — излишне грубая настройка встроенного высокочастотного фильтра в бас-машине. Но по отдельности эти модели заслуживают всяческих похвал.
Продукция канадской Energy также нетривиальна. Задорные мониторы RC-10 и классный сабвуфер S10.3 по большому счету не дали слишком серьезных поводов для критики. Эта связка демонстрирует динамичное, открытое воспроизведение музыкальных записей, которое, несомненно, обретет массу поклонников. Однако, оценивая итоговый результат объективно, невозможно пройти мимо досадных огрехов тонального баланса основных спикеров. Увы, но лидерам этот тандем также уступил.
Похожие внешне системы от Monitor Audio и RBH имеют много общего и в звучании. Идея использовать компактные сателлиты и качественного саба не нова, но в данном случае ее удалось реализовать наилучшим образом. К тому же эти комплекты не займут много места и наверняка будут востребованы.
Теперь перейдем к призерам. «Рекомендацию» в сегодняшнем тесте получают сразу три его участника, представители европейской звуковой школы: датская акустика Jamo, немецкие Heco и шведы DLS. Уровень этой троицы настолько высок, что их отставание от чемпиона определил только фотофиниш. За ними не наблюдается значительных недостатков, но самую толику они победителю проиграли.
Первое место (по-нашему, Grand Prix) присуждается комплекту Yamaha, который нас очень удивил. Поистине уникальные по своим возможностям двухполосники Soavo M900 просто не имеют аналогов среди испытуемых. По верности отображения звуковой панорамы так это и вовсе уникальная вещь, которую не всегда найдешь и в более высоком ценовом диапазоне. Ну а сабуфер RSW300 — просто грамотный, добротный аппарат, который сумел поддержать сателлиты на должном качественном уровне. l